Старший
Первенец – это особый статус. Обычно родители возлагают на него большие надежды, но и требуют с него большего по сравнению с другими детьми в семье. Поэтому наряду с серьезностью, ответственностью, ранним отходом от инфантилизма яркой чертой старших детей становится тревожность. Желание угодить родителям, понравится им, заслужить одобрение и похвалу часто распространяется и на другие значимые фигуры: начальника, учителя и т.п. В этом стремлении они часто теряют детскую непосредственность, утрачивают живость характера, привыкают к постоянному напряжению и не могут расслабиться. Перфекционизм и трудоголия – эти черты особенно свойственны выросшим старшим детям. И тем больше они выражены, чем чаще родители стремились переложить на старшего часть ответственности и забот о младших детях.
Старшие дети, ставшее взрослыми, часто стремятся к высокому положению в обществе, к финансовой состоятельности, и часто их достигают. Но достигают путем упорного, на износ труда. Когда как младшие оказываются просто везунчиками: им все дается легче, без надрыва.
Старшие дети обычно оказываются менее коммуникабельными, чем последующие.
Средний
Стереотипы поведения среднего ребенка во многом зависят от пола остальных детей в семье. Если средний – единственный мальчик или единственная девочка, то он или она получает недюжинную порцию родительских восторгов и обожания. В остальных же случаях средние дети испытывают некоторые сложности с самооценкой и самоидентификацией. Это проистекает от того, что среднему ребенку трудно привлечь к себе внимание родителей. Первенец всегда стоит особняком – это фигура культовая. Младший требует особого внимания в силу возраста. А посередине – уже подрощенный и вполне благополучный ребенок, на которого родительских ресурсов не всегда хватает. Вот цитата из сочинений знаменитого психолога Альфреда Адлера, очень точно характеризующая происходящее со средним ребенком в семье: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший..."
Зато у средних детей ярко выражены коммуникативные способности, ведь на пути своего развития им часто приходится договариваться и со старшим, и с младшим.
Проблема для среднего – самоидентификация. Потому что позиция его в семейной иерархии до конца не ясна. Для старшего – он младший, он успел побыть в шкуре всеобщего любимчика и кумира. Для младшего – он старший, опора и пример. В борьбе за родительскую любовь он перенимает как качестве первенца, так и особенности младшенького, стремясь сделать так, чтобы и от него взрослые были так же без ума. В дальнейшем это приводит к некоторому размыванию личности, к трудностям в определении собственных границ, собственных устремлений.
Из-за жизни в условиях постоянной жесткой конкуренции средние дети зачастую переходят границы дозволенного, чтобы обратить на себя внимание взрослых. Им свойственно в большей степени асоциальное и даже криминальное поведение.
Младший
У младшего ребенка в семье исключительное положение. Ему уделяется больше всего внимания, и не только со стороны взрослых, но и со стороны детей. Причем последние не всегда настроены только положительно, ведь для них это самый серьезный конкурент. Поэтому младшим приходится с раннего детства учиться сохранять баланс во взаимоотношениях со всеми – не терять привилегий от родителей и «не нарываться» на ревность и гнев старших. Таким образом формируется социальная гибкость, иногда принимающая формы изощренной хитрости, изворотливости. При благоприятном стечении обстоятельств младший вырастает в прекрасного дипломата, тонко чувствующего нюансы взаимоотношений с людьми.
Младшим свойственен некоторый инфантилизм, который они порой сохраняют до конца жизни. Это связано с тем, что они всегда чувствуют мощный тыл со стороны родни, им всегда готовы прийти на помощь старшие, утешить, решить все проблемы. С этим связан и неискоренимый оптимизм младших – они всегда уверены в успехе, не привыкли отчаиваться и унывать.
К младшим обычно не предъявляют непомерных требований, им многое прощают, на многое закрывают глаза. Поэтому они более беззаботны, чем другие дети, позитивнее настроены к жизни и в целом счастливее. Но и достигают они меньшего, чем старшие. К ним обычно не относятся слишком серьезно. Руководящие позиции им достаются в среднем реже, чем старшим.
А если ребенок единственный?
Основное, что отличает ребенка, растущего в семье, где больше детей нет, - это опыт длительного общения только со взрослыми. Сравнивая себя с ними (а больше не с кем, ведь в контакт с себе подобными единственные дети вступают куда позже, чем их сверстники, растущие в семье с братьями и сестрами), они постоянно убеждаются в своей слабости и несовершенности. Это может породить неуверенность в себе, мнительность. С другой стороны, «стандарты качества» у них выше, потому что образцы для подражания более совершенны. Потому и навыками они овладевают лучше и качественнее.
С другой стороны, единственному ребенку всегда больше помогают. Это рождает ощущение, что сам по себе он всегда остается слабым, и оно может стать устойчивым и превратиться в черту личности.
Самая главная опасность для ребенка, растущего в окружении одних только взрослых – это превратиться в «пуп земли». Он – самый обожаемый, самый лелеемый, окруженный вниманием, получающий все, что он хочет. С рождения все его потребности удовлетворяются немедленно. Это порождает эгоизм и манипуляторство. Важно правильно обрисовать границы, чтобы ребенок знал, где заканчивается его воля и начинаются интересы окружающих.
Кроме того, единственные дети, выросшие в условиях полного отсутствия естественной конкуренции, иногда весьма болезненно переносят эту конкуренцию, попав в детский коллектив в детском саду или в школе. Опыт положительного решения конкурентных задач у них отсутствует, а самооценка зачастую завышена: «я уникальный, я неповторимый и единственный». Отсюда и проблемы: конфликты, негибкость в поведении, асоциальные проявления.
Сделать закладку на данный текст в…