Старшие дети, успев почувствовать себя центром вселенной и насладиться всепоглощающей любовью близких, почти всегда болезненно переживают появление на свет еще одного ребенка. Это особенно заметно, если разница в возрасте у детей небольшая и первенец еще просто не готов принять на себя функции «старшего», ведь он и сам еще совсем кроха и по-прежнему остро нуждается в родительской любви и внимании. По сравнению с новорожденным старший ребенок действительно представляется родителям взрослым и самостоятельным, а потому мама и папа невольно возлагают на него некоторую ответственность за малыша. Так, первенцу приходится приспосабливаться к новым обстоятельствам, меняя свое поведение и приобретая новые качества.
Старшему ребенку часто приходится заботиться о младших братьях и сестрах, а потому первенцы чаще всего ответственны, добросовестны, серьезны. Конкурируя за родительскую любовь с младшими детьми, старший ребенок боится не оправдать ожидания взрослых, поэтому изо всех сил старается хорошо учиться, стремится к совершенству. Он меньше играет со сверстниками, ведь ему надо помочь маме с младшими детьми. Выступая в роли хранителя традиционных родительских ценностей, старшие дети более консервативны, боятся перемен.
В отличие от старшего ребенка, который для родителей стал «взрослым» с появлением еще одного малыша (даже если ему на тот момент было всего лишь два-три года), младший остается для семьи «маленьким» значительно дольше, а иногда и на всю жизнь. У последнего ребенка в семье нет конкурента, наступающего ему на пятки, из-за которого он бы чувствовал потребность поскорее вырасти, чему-то научиться, стать «взрослым», а потому спешить некуда и есть время просто наслаждаться жизнью, не ставя перед собой сложные задачи и цели. Родители относятся к этому снисходительно, младшему вообще многое прощается. Этим он и отличается от старшего брата или сестры. Младшие дети всегда несколько инфантильны, беззаботны, не готовы самостоятельно принимать решения, а потому подсознательно ищут для себя покровителя - человека, который возьмет на себя роль «взрослого», позволяя ему самому подольше оставаться ребенком.
Так как на младшего ребенка возлагают не так много ожиданий, как на старшего, у него самого требований к жизни значительно меньше. Вероятно, потому он и добьется меньшего, зато сможет реализоваться в том, что ему действительно интересно – ведь не он является наследником и продолжателем семейного дела, профессии (например, династии врачей или военных).
|
Средний ребенок в семье обладает чертами и младшего, и старшего ребенка. Откровенно говоря, среднему ребенку приходится сложнее всего – он никогда не получал так много безраздельного родительского внимания, как первенец, он также не обладает привилегиями младшего в семье. Он вынужден соревноваться как с более умелым и сильным старшим, так и беспомощным и зависимым младшим. Будучи вынужденным находить компромиссы и с младшими, и со старшими, средний ребенок сильнее других развивает навыки общения, что в дальнейшем помогает ему ладить с разными людьми. Согласно исследованию, проведенному среди многодетных семей, любимцами бывают, как правило, младший и старший ребенок.
Единственный ребенок в семье – воплощение всех родительских чаяний и устремлений. Желая оправдать все возложенные на него ожидания, ребенок стремится к совершенству во всем, что делает. Однако это может обернуться психологическими сложностями, так как идеал далеко не всегда достижим, а все неудачи воспринимаются очень болезненно. Будучи единственным объектом родительской любви, единственный ребенок поневоле становится эгоцентриком, человеком, сосредоточенным на самом себе. А потому, согласно распространенному мнению, единственные дети действительно часто бывают избалованными и капризными.
Безусловно, все вышесказанное не означает, что все старшие или младшие дети похожи между собой, многое зависит от родительского воспитания и мудрости, от разницы в возрасте между детьми, от их пола – очевидно, что мальчик, у которого несколько старших братьев, вряд ли будет похож на своего сверстника, у которого старшие сестры. Однако некоторые общие черты у них все же есть. Главное, что стоит запомнить родителям, что каждый их ребенок – личность уникальная и неповторимая, требующая такого же уникального отношения к себе.
Также читайте:
|
Чем обоснованы стереотипы поведения у детей? На развитие личности влияет множество факторов – наследственный, культурный, социальный. Роли, которые нам приходится исполнять в семье, зачастую мы продолжаем играть и дальше в жизни. Старший, младший, единственный ребенок имеют разные модели поведения, и это во многом определяет их дальнейшее поведение и в обществе и в выборе друзей и партнеров. Читайте подробнее |
Общение
|
Так что же такое большая семья? Вопросы и проблемы возникающие в многодетных семьях вы можете обсудить в нашей группе "Большая семья" Здесь вы можете присоединиться к группе! |
Сделать закладку на данный текст в…