Безусловно, многое зависит от личных качеств ребенка, а не от того, отличник он или середнячок. Кто-то, получая сплошные пятерки, не верит в свои силы и боится лишний раз высказать собственное мнение, а кто-то с дневником, полным троек, неглуп и самодостаточен. И, тем не менее, все большее количество психологов признают, что большего успеха в жизни добиваются те, кто не очень выкладывается в школе.
Для начала надо оговориться, что троечник троечнику рознь. Один ленив, апатичен, ничем не интересуется, предпочитая плыть по течению. Другой же занимается только тем, от чего получает удовольствие, полностью погружаясь в любимый предмет. Первый едва ли может рассчитывать на успешное будущее, а второй скорее всего преуспеет в деле, которое он любит и понимает лучше всех. Ровно так же отличаются друг от друга и отличники – одному все дается легко и без усилий, он от природы талантлив и ярок, другому же каждую пятерку приходится добывать кровью и потом, заискивать перед учителями в страхе получить плохую отметку. В результате последний становится предметом насмешек всего класса и в будущем, вероятно, станет хорошим исполнителем благодаря усидчивости, упорству и отсутствию собственных идей.
«Ботаников» психологи характеризуют как послушных, дисциплинированных, скромных в притязаниях, предпочитающих «синицу в руках, нежели журавля в небе». Казалось бы, не самые плохие качества. Действительно, не самые плохие, середнячковые. Именно середнячками и становятся бывшие «зубрилки», в страхе наказания или осмеяния они боятся проявить инициативу, пойти на риск, а потому готовы работать за небольшую, но стабильную зарплату. Это идеальные наёмные работники.
В то время, пока отличники корпят над учебниками, многие из которых им совсем не интересны, троечники общаются, приобретая таким образом более ценные коммуникативные навыки. Им волей-неволей приходится выкручиваться, выстраивать отношения с одноклассниками, договариваясь с теми, у кого можно списать домашнее задание. Отличники же чаще всего отстранены от жизни класса, по мнению сверстников, они скучны, заносчивы, а в старших классах борьба за медали только увеличивает разрыв между ними и остальными ребятами.
Троечники и хорошисты не зациклены на собственных оценках – конечно, похвала важна и для них, но они прекрасно осознают свою ценность и без нее. Отличники же зависимы от отметок, от мнения учителей, а потому болезненно переносят критику и собственные промахи.
Стимулов к свершениям для троечников является желание доказать, что и они что-то из себя представляют. К моменту окончания школы они стремятся доказать собственную состоятельность. У отличников тяга к самореализации выражена менее ярко, они привыкли получать одобрение и похвалу небольшими порциями за время учебы в школе.
Все это вовсе не означает, что чтобы добиться успеха в жизни, достаточно учиться и на тройки. Главное видеть в ребенке личность со своими склонностями и увлечениями и предоставить ему возможность реализовать себя, а не родительские представления о нем. Помимо школы у ребенка должны быть и другие интересы и потребности, а задача родителей – их удовлетворить и помочь сыну или дочери стать гармоничным человеком.
Сделать закладку на данный текст в…