Сейчас понятия несколько изменились. Большинство грамотных педагогов подтверждают, что музыкальный слух присущ всем детям с рождения, только в разной степени и разной форме.
Что же такое музыкальный слух?
Это способность к тонкому восприятию качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра) и распознавать функциональные связи между ними (чувство ритма, ладовое чувство). Музыкальный слух имеет несколько категорий, которые у разных людей могу быть развиты в разной степени и сочетании друг с другом:
- Абсолютный слух – способность определять высоту звуков, не сравнивая их с эталоном звучания, и воспроизводить их голосом. Разумеется, это редкий природный талант, но распознать его можно только в процессе музыкальных занятий. Существуют методики, направленные на развитие абсолютного слуха.
- Относительный слух – способность мысленно выстроить звукоряд, определить и пропеть ноты после получения представления об эталонном звучании.
- Мелодический слух – способность слышать построение мелодии, воспроизводить ее голосом и нотными знаками (развивается в процессе занятий музыкой).
- Гармонический слух – способность воспринимать гармонические музыкальные созвучия (аккорды, их последовательности) и воспроизводить их. Выражается в умении подбирать мелодии на слух на музыкальном инструменте или правильно петь в общем хоре, не слыша эталонного образца.
- Внутренний слух – способность к мысленному представлению мелодии, опираясь лишь на память или нотные записи.
Все виды музыкального слуха поддаются коррекции и развитию. Можно ли определить уровень развития музыкального слуха? Можно. Всего таких уровней 6:
- клиническое отсутствие слуха (бывает очень и очень редко)
- внутренний слух, не выражающийся в пении
- способность подпевать и подтягивать мелодию за другими поющими
- способность чисто петь только под аккордовый аккомпанемент
- способность чисто петь а капелла, то есть, без мелодической поддержки
- способность чисто петь в двух- и многоголосии без мелодической поддержки.
Проверяется уровень развития музыкального слуха достаточно просто. Надо сыграть или спеть ребенку несложный короткий музыкальный отрывок и попросить отстучать мелодию карандашом. Нажать несколько клавиш на фортепиано так, чтобы ребенок не видел, каких именно, и попросить найти их на клавиатуре путем подбора. Нажать на клавишу и попросить ребенка повторить звук голосом. В общем-то, достаточно и одного первого теста – на чувство ритма. Его лишены всего около 5% людей на планете. К сожалению, чувство ритма развитию практически не поддается. Если его нет, скорее всего, музыкальные занятия бессмысленны. В остальных же случаях они могут привести к хорошему результату.
Кстати, для того, чтобы хорошо петь, достаточно иметь хороший гармонический слух, который считается одним из низших уровней развития музыкального слуха. Так что стремиться к абсолютным высотам можно, но вовсе не обязательно. Для жизни гармонического слуха вполне достаточно.
Также читайте:
|
Ваш ребенок любит петь? Детское пение - оно делает ребенка более счастливым, уравновешенным, умным и здоровым. Сегодня мы рассмотрим некоторые упражнения, которые помогут начать развивать певческие способности вашего ребенка и приобрести первоначальные навыки для пения. Читайте |
|
Занятия музыкой делают детей умнее? Кажется, любопытство британских ученых не знает границ - в поисках взаимосвязей всего и вся они радуют нас все новыми исследованиями. В этот раз они задались далеко не новым вопросом о том, действительно ли музыка стимулирует умственные способности человека? Читайте |
|
Как музыка влияет на детей? Лечебное воздействие музыки люди заметили еще в глубокой древности. Шаманы и жрецы изгоняли болезни при помощи специальных песен-заклинаний, ритмических композиций, исполняемых на бубнах и других инструментах. Благотворное влияние мелодичной музыки на больного отмечали и древние греки, и египтяне. Современная наука использует музыку для профилактики и лечения самых разных заболеваний. Читайте подробнее |
Сделать закладку на данный текст в…