Швейцарский религиовед и педагог Врени Мерц разработала пять правил против стресса и перенапряжения, которые облегчат ребенку повседневную школьную жизнь. Итак,
Первое правило: Заниматься чем-то одним!
|
Одиннадцатилетняя девочка сидит в трамвае. Втыкает в уши наушники своего MP3 плеера, жует плитку шоколада, листает журнал, одновременно роется в сумке. Сидеть, слушать, кушать, читать, ощупывать сумку – заниматься пятью вещами одновременно сегодня считается нормальным. Последствия: неумение сосредоточиваться, внутреннее беспокойство, плохие оценки.
Что делать: концентрироваться на каком-то одном определенном занятии, думать только о действии, совершаемом в данный момент. Это тренирует способность сосредоточиваться. Любое восприятие органами чувств можно превратить в упражнение. Например, «только слушать». Обратите как-нибудь внимание своего ребенка на слуховые ощущения, на то, что воспринимают уши. Вблизи, издалека, громко, тихо. Поразительный эффект: в комнате тикают часы, где-то ерзают на стуле, на улице слышны шаги, пролетает самолет – столько всего происходит, чего раньше ребенок не замечал. Волнение и спешка исчезают.
Второе правило: Останавливаться!
|
Девятилетнему Бену нужно убраться в комнате. Куча игрушек валяется на полу, повсюду разбросаны комиксы и книжки. Бен в замешательстве и не знает, с чего начать. Решение: мама садится рядом, вместе с Беном они некоторое время рассматривают беспорядок и делают спокойный глубокий вдох. Так Бен восстанавливает спокойствие и силы и совсем с другим настроем приступает к уборке.
Тот, кто может спокойно смотрит на предстоящую работу, одновременно приводит в порядок свой внутренний мир. И приступает к делу сосредоточенно и решительно.
Третье правило: Не отвлекаться!
|
Девочка укладывает свою куклу спать. Надевает на нее ночную рубашку, встряхивает одеяло, рассказывает сказку. Мальчик раскладывает в коробке цветные карандаши. Снова и снова. По цвету и длине. Время от времени он точит какой-нибудь сломанный карандаш. Оба ребенка спокойно занимаются делом. Если мы теперь скажем им: «Доделаешь после!» или «Я тебе помогу, это будет быстрее» или «чем ты вообще занимаешься?» - мы прервем их самозабвенное занятие.
Врени Метц советует родителям чутко относиться к занятиям ребенка. Сесть рядом и наблюдать, даже если занятие кажется им бессмысленным. Чем чаще дети чувствуют, что родители всерьез относятся к их действиям, поддерживают их и оставляют в покое, тем легче детям концентрироваться при выполнении тех действий, которые даются им с трудом, например, учеба.
Четвертое правило: Действовать обдуманно!
|
Бегать могут все. Упражнение «только ходить» - нечто особенное: дети совершенно осознанно ставят ногу на тротуар и снова поднимают ее. Они сосредоточены только на этом движении. Наступить, поднять. И чувствовать притяжение к земле. Наши ноги – опора, они несут нас в жизни. «Только ходить» - способствует развитию гармонии между телом, духом и душой.
Пятое правило: Правильно дышать!
|
Прерывистое дыхание - неприятное угнетающее чувство. Тренируя спокойное, глубокое дыхание дети учатся бороться со страхами и стрессом, что особенно важно на экзаменах и контрольных работах. Ребенок кладет руку на живот, совершенно спокойно. Он наблюдает, как живот медленно вздымается и опускается на вдох и выдох. Иногда рука двигается быстрее, иногда медленнее. «Дыхание выражает наше настроение», - объясняет Врени Метц. «Если нам хорошо, мы автоматически начинаем глубже дышать. Когда мы напряжены, дыхание учащается».
Что поддерживает способность сосредоточиваться?
-
Распорядок дня
Общие трапезы, строго определенное время для домашних заданий, определенные домашние обязанности – это придает ребенку уверенности и создает внутреннюю опору. -
Движения и спорт
Физическое и душевное состояния зависят друг от друга. Дети, которые много двигаются, могут лучше концентрироваться. Поэтому важно регулярно заниматься спортом. -
Убранное и приятное рабочее место
Письменный стол ребенка должен стоять в светлом, спокойном месте. Лучше в той комнате, где ребенок чувствует себя спокойнее. -
Поддержка
«Помоги мне сделать это самой», - говорила великий педагог Мария Монтессори. Этим она подразумевает: родители и учителя должны помогать ребенку, если он в этом нуждается, но только в той степени, чтобы он всегда мог справиться самостоятельно.
Сделать закладку на данный текст в…