Загадки

Как помочь ребенку в понимании образов?

Поделиться Печать
Загадки: Как помочь ребенку в понимании образов?

«Сидит девица в темнице, а коса на улице» все мы с детства знаем эту загадку и сейчас она кажется такой простой, возможно потому, что мы уже давно знаем правильный ответ на нее?

Для ребенка, который мыслит образно, может существовать множество альтернативных версий. Это прекрасно, потому что именно с этого момента, когда приходится уходить от конкретики к метафорам, начинается развитие. Девица в темнице – значит там темно. Там - где-то, где нет света. А где его нет? В комнате без окон или вообще в пустоте? Подлинный смысл этого иносказания в том, что необходимо понять, что это за скрытый объект женского рода, который мы можем видеть лишь частично. При этом, с данной девицей мы, скорее всего, виделись и в других обстоятельствах, отличных от заданных.

Загадка может быть и описанием некой ситуации, когда создается картина мира и, представляя ее себе, нужно понять как это называется. Например:

«Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Чтобы прийти к правильному ответу «весна», ребенку необходимо сопоставить события, происходящие в реальной жизни и перечисление фактов загадки, т.е. проделать аналитическую работу.

На сопоставлении самого элементарного материала легче всего обнаруживать ключевые способы понимания явлений.

«Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.» В этой загадке обыгрывается похожесть с цветком неподвижной бабочки.

В дошкольном детстве ребенок погружен в мир художественной словесности. С первых дней жизни малышу поют колыбельные песни, от старших он слышит прибаутки, небылицы, незамысловатые стишки и сказки, в играх со сверстниками узнает считалки, в детском саду и дома знакомится со скороговорками, загадками. Этот опыт — бесценный багаж для литературного развития ребенка в школе. Именно он может попасть в центр внимания на уроке, быть исследованным и осознанным.

Прозрачность фольклорных произведений обманчива, иллюзорна. Его искажение велико, неравномерно, всякий раз — особое, нигде ранее не виданное. Всё произведение — сплошное невероятное искажение, и нам только кажется, что там, за ним, происходят реальные события...

Конечно, жизнь и есть тот единственный предмет, которым занимается искусство создания образов. Но стоит довериться образцам народного творчества в точности донесения жизненного материала.

Источники:

Сборник русских народных загадок для детей

http://altruism.ru/: Дидактика конструктивной таинственности

Автор

Диана Ильягуева


Сделать закладку на данный текст в

  • Memori
  • Del.icio.us
  • Мистер Вонг
  • Яндекс.Закладки
  • Закладки Google


 
 
Оставить комментарий

Имя
Адрес электронной почты

Другая комбинация


Комментарий (максимум 1000 знаков)

Загрузить изображение (по желанию)


* Пожалуйста, укажите действующий адрес электронной почты. В будущем он не будет отображаться на нашем сайте. Во избежание разглашения информации, вам будет отправлено письмо с ссылкой для активации: одного нажатия будет достаточно для отправки сообщения на сайт.