Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и кухонной утвари, но сначала потренировавшись на более простом материале. Существуют разные рецепты организации таких творческих тренировок. То, как Вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка.
Ребенок 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого – дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и Ваших способностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством - будет ли это специально отведенное для сказки время или вы займете таким образом время в дороге.
Начать такие уроки можно с задания ребенку придумать концовку. Вы берете на себя сюжет и героев, строя рассказ, а малыш продумывает логическое завершение приключению. Таким образом у ребенка кроме активизации словарного запаса развивается умение логически мыслить, осмысливать воспринимаемое, делать выводы, правильно заканчивать мысль. Например: «Жил-был мальчик Паша, пошел он гулять в густой лес собирать грибы, бродил он долго, нашел много разных грибов, а когда собрался уже идти домой, обнаружил, что забрел в незнакомое ему место, стал искать дорогу и вдруг увидел…» Здесь Вы обращаетесь к ребенку за помощью в продолжении и окончании. Чтобы помочь ребенку, задавайте ему наводящие вопросы и выражайте эмоциональное одобрение его выдумке – удивление, радость, испуг, развивая навык передачи эмоций в речи.
Следующим этапом может быть сочинение сказки от начала до конца самим ребенком по наводящим вопросам. Вопросы могут касаться как непосредственно сюжета, так и характеристик героев, внешних и психологических. Так Вы активизируете словарный запас глаголов, прилагательных и наречий. После этого предложите ребенку пересказать всю сказку полностью, без поддержки наводящих вопросов, папе или бабушке. Затем можно снабдить сказку иллюстрациями, которые ребенок выполнит сам, соединив в одну книжку, работая маленьким книжным издательством. Особо удачную сказку можно инсценировать к какому-нибудь торжеству, изготовив костюмы.
Последующие сказки могут быть об одном конкретном персонаже и его приключениях. Можно предложить ребенку сочинить сказку на заданную тему. Позднее ребенок сам будет в обыденных вещах искать объект для сказки. Мой брат, например, до сих пор сочиняет сказки про пельмешонка, но уже в стихотворной форме, положенной на известные мелодии.
Сочинение сказки может стать хорошим развлечением на детском празднике, где каждый ребенок может придумывать по одному предложению, повторяя предложение предыдущего игрока и добавляя собственный взгляд на развитие событий. В конце концов, игрок, завершающий сказку, расскажет ее всю целиком. Такая игра хорошо развивает не только речь и фантазию, но и память.
Разнообразие форм сказок зависит от Вашей фантазии и фантазии Вашего ребенка. Дерзайте!
Сделать закладку на данный текст в…