Сорок дней считались сакральным сроком, в течение которого ребенок находится в переходном состоянии и может или жить дальше, или покинуть этот мир. Именно поэтому присутствие в доме повитухи было жизненно важно – она уберегала ребенка от сглаза, знала все целебные травы, приговоры, отгоняющие от младенца злых духов.
Повитуха выполняла несколько обрядов, «связывающих» ребенка с родителями. Так, пуповину перевязывали ниткой, свитой с материнским волосом, для того, чтобы связь между ребенком и матерью сохранялась на всю жизнь. С этой же целью новорожденного в первый раз пеленали не в чистые и заранее подготовленные пеленки, а в ношенную отцовскую рубаху, снятую с тела мужчины непосредственно в день родов. Считалось, что от этого отец будет больше любить младенца, а тот спокойнее спать.
После этого бабка в первый раз мыла ребенка и эта процедура должна была, по поверью, смыть с него все хвори и уберечь от сглаза. Далее в баню отправлялась мать, там повитуха помогала ей оправиться от родов, поправляла сместившийся живот и матку. Отсюда еще одно название повитухи – парилка.
Вплоть до крещения ребенка бабка практически жила в доме молодой матери, а после крещения следовал ритуал прощания с повитухой – ее благодарили, одаривали и провожали.
Репутация хорошей повитухи основывалась на богатом личном опыте, который приобретался женщиной при оказании помощи роженицам и основывался на глубоком знании необходимых обрядов и прочих, иногда магических средств, усвоенных ею от старших повитух. Ремесло повитухи передавалось чаще всего по наследству, от матери к дочери, а все знания, связанные с принятием родов, считались сакральными и хранились повитухой в тайне от других.
Повитуха вступала в свои права уже в довольно зрелом возрасте, родив и воспитав собственных детей. При этом повивальной бабкой могла стать только женщина, которая сама детей рожать уже не будет. Репутация повитухи должна была быть безупречной, иное якобы приводило к тому, что родившиеся с ее помощью дети могли заболеть или вовсе не выжить. Отказаться прийти к роженице повивальная бабка не могла, это считалось непростительным грехом.
Отношение к повивальным бабкам в наши дни неоднозначное – многое из того, что они делали, кажется по крайней мере невежественным и странным. На самом деле, не все, но многие из ритуалов имели вполне практическое обоснование. В послереволюционное время велась целенаправленная борьба с верой людей в мастерство повитух, с этим и связан сложившийся стереотип о том, что повитуха – дремучая деревенская бабка. Сегодня многие исследователи по крупицам собирают все ценное, что накопила народная мудрость, передаваемая веками от одной повитухи к другой.
Также читайте:
|
Почему мы до сих пор верим бабкам-повитухам? Хоть мы и далеко ушли в образе мышления от темного средневековья, но почему-то до сих пор придаем особое значение всевозможным приметам и поверьям. Особенным вниманием народная мысль окружила беременных женщин. Сегодня мы поговорим о некоторых народных суевериях связанных с беременностью и родами. Читайте |
Сделать закладку на данный текст в…