Педиатр должен быть нацелен на долгосрочное поддержание здоровья ребенка, а не только на решение сиюминутной проблемы. На первое место выходят проблемы консультирования родителей и разъяснения роли семьи в формировании здоровья ребенка.
Можно подумать, что это общие фразы. Кстати, родители так нередко и думают. Многие приходят к врачу с конкретной проблемой и хотят, чтобы ребенку быстро поставили диагноз и дали лекарство, – и все пройдет. Иногда врач прекрасно понимает, что не нужно проводить специальных обследований, что в данном случае необходимо изменить стереотип поведения родителей и ребенка и постепенно проблема может исчезнуть. Без этого имеющееся функциональное нарушение перерастет в реальную болезнь.
Однако родители смотрят на такого врача недоверчиво, им не хочется предпринимать какие-либо усилия – проще думать, что врач некомпетентен, и найти другого специалиста, который пойдет у них на поводу, проведет обследование и выпишет кучу препаратов, которые если и принесут облегчение, то очень кратковременное, не решая проблему в целом. К сожалению, большинство родителей очень любят «лечить» детей. С другой стороны, наблюдается тенденция к недоверию врачам вообще, иногда абсолютно оправданная. В наших мединститутах не преподаются медико-психологические навыки консультирования. Считается как бы само собой разумеющимся, что врач должен уметь разговаривать с больным. Но консультирование – это не просто разговор, а умение так направлять диалог с пациентом и родственниками, чтобы вместе прийти к какому-то общему решению, как помочь больному.
Сегодня значимость консультирования стала настолько очевидной, что необходимость внедрения его как технологии отмечена в национальном проекте «Здоровье». Некоторые шаги уже предпринимаются. Пожалуй, лучше всего дело обстоит со «школами астмы». Они созданы практически во всех крупных поликлиниках и областных больницах. Там дети и их родители получают наглядные пособия, ведут «дневники поведения» и многое другое.
Почему это направление развивается лучше всего? Потому что принципы обучения родителей и ребенка, методика оказания срочной помощи и лечение астмы достаточно разработаны, соответствуют международным нормам и отечественным стандартам. Это позволяет создавать систему на основе единой идеологии.
В остальных областях подобного единства мнений нет. Например, головные боли у одного и того же ребенка могут оцениваться как функциональные, требующие консультирования родителей по образу жизни и поведения ребенка, или как тяжелое проявление внутричерепной гипертензии, что требует длительного медикаментозного лечения.
Отсутствие единого алгоритма обследования и постановки диагноза, понимания проблемы в целом – самое большое отличие отечественной педиатрии от западной. Таким образом, перед российскими специалистами стоит задача пересмотреть оценку детских болезней и выработать общий подход к лечению детей и консультированию родителей.
Автор: Елена Кешишян | GEO Россия
Источник: GEO.ru
Оставить комментарий