Уже тот факт, что до конца XVIIII века родители отдавали грудных детей на попечение кормилиц, которые нередко жили в другом доме, позволяет историкам сделать вывод о развитии детей в то время. Ученые предполагают, что тогда родители меньше занимались детьми и не помогали им развиваться. Причины, по которым ребенка отдавали кормилице, были самые разные: матери из бедных семей должны были практически сразу после родов отправляться на работу - зарабатывать на жизнь и пропитание. В высших слоях это считалось знаком престижа. В любом случае, начиная со средневековья, няни не только «вскармливали» ребенка, но и заботились первое время о его воспитании. То есть пели ему песенки и учили говорить.
Когда ребенок подрастал, его отнимали от груди, и он возвращался в родительский дом. Там колыбельки устанавливали преимущественно в помещениях для прислуги или кладовых, и малыши не всегда находились в непосредственной близости к родителям. Кроме того, до шестнадцатого столетия считалось, что нужно как можно крепче пеленать ребенка. Поэтому новорожденный не мог шевелиться и тренировать двигательные способности.
Только с расцветом буржуазии и идеализации семьи в восемнадцатом веке изменилось представление людей о развитии в ранний период жизни. Дети оставались – как позволяют предполагать источники – относительно зависимыми от мам и кормилиц: многие продолжали кормить грудью ребенка до 20-30 месяца.
Младший детский возраст считался первым этапом развития, на котором ребенок мог и должен был чему-то учиться. В девятнадцатом веке влияние матери на развитие ребенка значительно выросло, как считают историки. Такой поворот в сознании непосредственно связан с новой концепции семьи - буржуазной. Согласно этой концепции, замужняя женщина не должна работать, а полностью посвящать себя домашнему хозяйству и семье. Наряду с этим благодаря растущему интересу и уважению к детям, возникает целая наука – уход за грудным ребенком.
Медицинский прогресс и лучшие условия жизни и питания способствовали более быстрому умственному и физическому развитию ребенка. Психологическое развитие ребенка, напротив, начало интересовать ученых только с 60-х годов. «До этого, внимание уделяли лишь весу и росту при рождении, и этому есть немало доказательств», - утверждает психолог доктор Биргит Эльснер из Хайдельбергского университета. Однако уже в 30-е годы прошлого века было проведено первое исследование, в центре которого было поведение ребенка.
В 60-е годы эмигрировавший в США во время Второй Мировой Войны психоаналитик Эрик Эриксон разработал свою «ступенчатую модель психосоциального развития». Согласно модели Эриксона, развитие личности ребенка протекает в восемь этапов: от первого года жизни до зрелого возраста. Значительный вклад в развитие личности он приписывал взаимодействию ребенка с окружением и социальной средой.
Швейцарский психолог Жан Пьяже понимал под человеческим развитием «непрерывный процесс познавательного приспособления индивидуума к окружающему миру». Мы обязаны Пьяже открытием «перманентности объекта»: с восьмого месяца дети уже понимают, что предмет, например, мячик, продолжает существовать даже тогда, когда его накрывают платком и он становится невидимым. Впрочем, наброски Пьяже для определения различных стадий развитии сегодня кажутся далеко несовершенными: Эксперименты доказали, что маленькие дети способны к достижениям, которые Пьяже относит к поздним стадиям развития.
В основе новейших исследований, например, американского психоаналитика Дэниэла Стерна, - не фазы развития, а различные формы самосознания, которые сменяют друг друга и определяют личность в течение жизни.
Согласно теории Стерна, эти формы начинают определяться с возникновением самосознания в возрасте от 0 до 3-х месяцев. И к седьмому-девятому месяцу формируется самосознание личности. На него надстраивается, по Стерну, «субъективное Я», развивающееся к восемнадцатому месяцу. Последняя форма, «вербальное Я», сохраняется до конца жизни.
Сегодня обращение с детьми имеет непосредственное воздействие на их фазы развития. Это доказано более открытым взглядом на другие культуры. Некоторые культуры очень рано начинают приобщать детей к общественной жизни, другие же считают правильным домашний закрытый подход к развитию.
У нас в России, сегодня очень ярко заметен этот переход от обще-социальной к индивидуальной методике по отношению к развитию ребенка. Сегодня многие женщины предпочитают иметь возможность лично следить за каждым этапом развития своего младенца. Свидетельством этому служат все больше обучающих организаций для дошкольников, который предлагают развивающие курсы для малышей начиная с года. Может быть, испытав все прелести детсадовского взросления, с вечно отсутствующими дома мамами, мы – мамы сегодняшнего дня, хотим компенсировать то отсутствие внимания и заботы от самого родного в мире человека и дать нашим детям то, чего не имели мы сами: Любовь, внимание, заботу, ласку, защиту и уверенность в том, что за спиной все-таки есть надежный человек, который направит и поддержит во всех начинаниях.
Также читайте:
|
Автор: Дэниэл Стерн |
Сделать закладку на данный текст в…