Как проверить слух младенца?
Наблюдайте за малышом. В первые 2-3 недели жизни в ответ на резкий звук вздрагивает. Ближе к месяцу замирает, реагируя таким образом на голос. Уже в 3 месяца малыш может поворачивать голову в сторону источника звука, например, звучащей погремушки.
До 4 месяцев формируется так называемый комплекс оживления: заслышав голос матери, малыш начинает усиленно сучить ножками и ручками, улыбается, пробует гулить. Гуление и есть самый главный критерий слуха у младенцев. В норме оно развивается от 2 до 4-го месяца жизни. С 5 месяцев гуление постепенно начинает превращаться в лепет, в 8 мес. ребенок уже может понимать отдельные слова. В 1 год малыш уж совершенно адекватно реагирует на слуховые раздражители: услышав оживленный разговор, поворачивается, смотрит на говорящего. Если вышеописанные реакции в том или ином возрасте не проявляются, это повод бить тревогу.
А если все-таки…
К сожалению, примерно у 0,5% новорожденных слух практически полностью отсутствует.
Вызвано это может быть различными причинами: наследственными, некоторыми инфекционными заболеваниями (краснуха, грипп, цитомегаловирус, токсоплазмоз), родовыми травмами и асфиксией, глубокой недоношенностью и т.п. Если врач-отоларинголог установил точный диагноз – глухота – нужно брать себя в руки и немедленно начинать действовать. Безусловно, это трагично. Но не смертельно.
Неслышащие люди живут, получают образование, адаптируются в социуме и заводят семьи точно так же, как и все прочие. А ваша задача – сделать все, чтобы эту адаптацию к звучащему миру максимально облегчить.
Во-первых, нужно как можно раньше подобрать ребенку слуховой аппарат. Абсолютная глухота встречается очень редко, часто дети обладают остаточным слухом, который можно усилить при помощи сурдопротезирования.
Основная проблема неслышащего ребенка – в неспособности нормально воспринимать и понимать речь а, значит, и говорить самому. На помощь придут сурдопедагоги. Но и самим родителям надо усиленно заниматься с малышом дома. Необходимо постоянно эмоционально общаться с ребенком, создать у него привычку к общению.
Чтобы сформировать понятийный аппарат, постоянно играйте с игрушками и другими предметами обихода. Подносите игрушку близко к губам и несколько раз называйте ее так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Создавайте игровые ситуации, в которых малыш мог бы сам вычленять отдельные действия и называйте их: спать, кормить, бежать, мыть и т.п. Добивайтесь того, чтобы ребенок произносил слова сам. Не столь важно, что произносить он их будет неверно, с ошибками, с необычными интонациями. Важно, чтобы у ребенка формировались понимание речи и навык ее использования. Далее начинайте осваивать фразовую речь, слова в связках с другими: папа пришел, мама готовит, мячик лежит и т.п.
Обязательно включайте ребенка в детский коллектив. Объясните детям и их родителям, что ваш малыш не слышит, но зато умеет хорошо рисовать, быстро бегать, лазить, клеить и т.п. Принимайте участие в играх, налаживайте отношения между детьми, учите вашего ребенка понимать происходящее по жестам, выражению лиц, объясняйте правила игр.
Своевременная помощь неслышащему ребенку отчасти компенсирует этот недостаток и закладывает фундамент полноценной жизни в будущем.
Сделать закладку на данный текст в…