Женщины говорят - мужчины молчат!
Девочки значительно опережают мальчиков!
Эта прописная истина верна уже в грудном возрасте. Среднестатистические данные гласят, что в усвоении языка и радости общения девочки значительно опережают мальчиков. Юношам требуется несколько недель, а то и несколько месяцев, чтобы они свободно смогли произнести первые слова.
Илье 18 месяцев и он типичный представитель биологического вида мужчин: он мало говорит. «Мама», «папа», «свет» – этого словарного запаса ему хватает для любой беседы. При этом он понимает намного больше. Если попросить его принести молоток или отвертку, он безошибочно приносит молоток или отвертку. Если его попросить выключить радио, он выключает радио. Он умеет лаять тремя способами и поразительно точно имитировать карканье ворон. А говорить - это не его дело!
Крик – это первый шаг к общению.
|
В принципе все начинается с первого крика. Новорожденный желает дать о себе знать: «Привет, есть тут кто-нибудь? Я хочу есть!» Он быстро смекает: когда я говорю (или реву), приходят мама и папа и помогают мне. С каждым днем коммуникация становится все более отточенной – громкий плач, гневные оскорбления, тихое хныканье, первое воркование, осторожный смех. Программа речевого развития повсюду в мире протекает одинаково: в первые месяцы жизни маленький китаец слышит себя точно так же, как и дети в Европе. Только со временем их лепет станет однозначно немецким, французским, финским или именно китайским.
"Первая фаза детского лепета", если говорить логопедическим языком, заключается в том, что родители со второго месяца жизни могут наблюдать, как их ребенок пытается понять, что еще он может делать со своим ртом кроме сосания и пускания слюней, а именно образовывать звуки, например - «гуу», «грр», «эх». Младенцем движет исключительно желание попробовать: какие возникнут звуки, если я немного поворочаю языком? И что произойдет, когда я фыркну через округленные губы?
Этапы развития речи
|
Примерно с четырех месяцев малыши еще не способны изъяснятся яснее, но зато они начинают понимать речевые мелодии. Они могут понять, рад ли их папа или грустен, и замечают, если кто-то говорит на их родном языке.
Правильно слушать – важная предпосылка для второй фазы детского лепета, которая наступает примерно в полгода. В это время ребенок способен производить все возможные звуки, но они, по-видимому, произвольны. Малыши согласуют то, что говорят, с тем, что слышат. Определенные звуки при этом отсортировываются. Отныне итальянцы звучат как итальянцы, немцы как немцы, а русский становится похож на русский.
Между девятым и двенадцатым месяцем дети с технической точки зрения приобретают в своей речи изящность. Младенцы начинают удваивать слоги: ма-ма-ма, па-па-па, гу-гу. Но теперь важно и то, что логопед и терапевт Елена Климова называет тригональным контактом взгляда: ребенок играет в мяч, смотрит на мяч, смотрит на маму. И это значит: Скажи-ка мне, пожалуйста, как называется эта вещь. "Дети хотят слышать, как говорят большие, они хотели бы разузнать, что творится в их мире", - так логопед объясняет этот шаг в направлении сознательной коммуникации.
Первое слово малыша!
Примерно в свой первый день рождения младенец награждает родителей первым словом. Городской ребенок Дина настолько очарована отдыхом в деревне, что изо дня в день она восторженно приветствует всех двуногих и четвероногих мычанием. Вечно голодный Павлик первым делом решается произнести название любимого блюда. Его первое слово звучит «бубик» (бублик).
ФорумКакое первое слово сказал ваш малыш? Девочки, давайте посмотрим, как начали говорить наши детки... Какое было первое слово, которое они произнесли? Читайте, что сказали другие мамы и мы очень хотим, чтобы вы тоже поделились с нам своим опытом! |
|
Когда барьер первых слов взят, языковое развитие переживает настоящий взрыв. Маленький ребенок становится коллекционером. Подобно тому, как другие собирают почтовые марки, он копит слова. Мама, папа, мяч, бип-бип, машина, ну-ну– он имитирует все, что ему демонстрируют. Он научился перелистывать страницы и теперь резво подтаскивает к себе книжки с картинками, указывает на них пальцем и с нетерпением смотрит: Я хочу знать, что это!
Но когда именно это произойдет? Когда - с точки зрения языка - ребенок должен научиться однозначно отличать собаку от кошки? И почему соседский малыш, да к тому же меньшего возраста, извергает слова словно водопад, а собственный отпрыск настойчиво молчит?
В вопросах развития большинство детей не придерживается учебного плана.
Статистический пример: существуют языковые гении, чей словарный запас уже в десять-одиннадцать месяцев имеет три слова, в то время как тугодумам для этого требуется 21 месяц. Некоторые дети употребляют новое слово несколько дней, в то время как другие накапливают понятия в памяти: неделями ничего не происходит, зато потом из них вырывается целый каскад слов.
Следовательно, различия в языковом развитии – совершенно нормальное явление.
Однако психологи часто рекомендуют неуверенным родителям обсудить возможное отставание в речевом развитии с детским врачом или логопедом. Уметь правильно говорить - невероятно важно для детей. Мир раскрывается через язык. Кто хорошо говорит, тот, между прочим, легче находит друзей!.
В прошлом месяце Илья сделал большие успехи. Наряду с голосами животных он включил в свой репертуар звуки, которые производят различные рабочие инструменты. Теперь он умеет имитировать аккумуляторную электроотвертку. Кроме того, он расширил свой словарный запас на "бибику" и "машину".
Как помочь ребенку заговорить?
Итак, давайте рассмотрим, как родители могут поспособствовать речевому развитию малыша и оценить усердие своего ребенка?
1. Много говорить!!!
Младенца можно пеленать молча, а можно знакомить его на пеленальном столе с миром: "Смотри-ка, это твои волосики!". "Смотри, как они развеваются, когда мы на них подуем!» Разумеется, младенцы еще не понимают смысла слов. Тем не менее, есть две причины, чтобы поступать именно так. Во-первых, младенцам приятно, когда мама что-то говорит, во-вторых, процесс обучения начинается со слушания.
2. Повторять как попугай!!!
Бу-бу-бу, агу-агу, га-га-га… Как только младенец начинает производить звуки, он становится всерьез воспринимаемым собеседником. Он радуется, когда взрослые копируют производимые им звуки, и в свою очередь будет стараться повторять звуки за мамой и папой.
3. Слушать!!!
Речь стремится быть осмысленной, если говорящий чувствует, что кто-то его с интересом слушает. Безразлично, разучивает ли годовалый ребенок свое новое слово, или трехлетний в седьмой раз рассказывает историю о мусоровозе. Слушать – значит отнимать время у себя и слушать речь ребенка. Если в данный момент это невозможно, то необходимо в двух словах объяснить: сейчас я вешаю белье, а потом мы будем пить какао, и тогда ты мне подробно расскажешь свою историю.
4. Читать вслух!!!
Книги – это великолепная вещь, в том числе и для крохотных детей: у них можно обгрызать углы, с силой отрывать отдельные страницы и время от времени рассматривать картинки. Чем меньше ребенок, тем проще должны быть иллюстрации: мяч, машина, медведь.
5. Петь!!!
Язык – это информация, но также мелодия и ритм. Мелодии и ритму начинающие говорить лучше всего учатся посредством песен, стихотворений и стука по столу пальцами.
6. Не спешите сразу исправлять ошибки ребенка, сначала похвалите его за старание.
«Бабушка дома приходит уже». Совершенно понятно, что этим хотел сказать малыш. Это заслуживает похвалы. Вместо того чтобы исправить ребенка, родителям следует повторить это предложение еще раз правильно: «Да, бабушка уже пришла домой».
Сделать закладку на данный текст в…