Язык – образование живое, он постоянно развивается. Его видоизменение естественно. Так что бесполезно сетовать на времена и нравы и пытаться учить детей общаться между собой пушкинским слогом. Но культура речи все-таки не должна теряться. Здесь важно соблюсти баланс.
Принятые в sms- или icq-общении сокращения – неизбежное зло. В интернете, а уж тем более в смс-ках не место долгим реверансам и разглагольствованиям. Там важно быстро среагировать. Отсюда и бесконечные сокращения (спс, щас, мб и т.п.) Отсюда и замена лишних слов смайлами. Зачем долго распинаться, как ты рад видеть свою подружку в чате, если можно послать один радостный смайлик, и ей уже все ясно? А зачем утруждать себя знаками препинания и даже заглавными буквами?..
Но считать, что виртуальное общение ведет к абсолютной безграмотности, тоже неверно. Грамотное письмо зависит от нескольких факторов, и это всего один из них, и не самый значительный. Способность к правильной письменной речи зависит как от некоторых физиологических особенностей, так и от развития визуального канала восприятия в детстве. При некоторых нарушениях головного мозга (их принято называть ММД – минимальными мозговыми дисфункциями, не влияющими на интеллект в целом, но могущими затруднить процесс освоения чтения и письма) грамотное письмо просто невозможно без постоянных специализированных занятий. Шансов научиться грамотно писать куда больше у тех детей, которые много читают плюс обладают хорошей визуальной памятью. Они попросту запоминают образы слов из прочитанных книг, что позволяет им в дальнейшем писать без ошибок – они как бы интуитивно чувствуют, как должно писаться то или иное слово. На самом деле, интуиция здесь практически не задействована. А работает визуальная память. Образы слов уже «напечатаны» и хранятся в подсознании, а в нужный момент вынимаются из «ячейки». Тем, кто пишет грамотно, не страшны никакие интернет-сокращения. А вот тем, у кого с письмом проблемы, они могут и навредить. Но, кстати, во «взрослом» секторе интернета в последнее время активно приветствуется грамотность, а излишние сокращения и использование сленга подвергается насмешкам. Расскажите об этом своему ребенку. Попробуйте увлечь его игрой в «настоящие письма»: пишите друг другу на бумаге и оставляйте письма в каких-нибудь интересных местах, которые надо еще поискать – в дупле дерева, под ковриком, в стопке чистого белья. Учите детей писать длинные «бумажные» письма друг другу и отправлять по почте. Ведь это так интересно: ждать, каждый день проверять почтовый ящик, а потом вскрывать специальным ножичком долгожданное проштампованное письмо! И отношение к ответам на такие письма будет уже совсем другим, вот увидите.
Сделать закладку на данный текст в…