Что чувствуют подростки?
Они оказываются в противоречивой ситуации. С одной стороны они должны справиться с важной возрастной задачей и отделиться от родителей. Поэтому авторитет мамы и папы снижается, новыми значимыми фигурами для молодых людей становятся другие взрослые, которых они рассмаривают в качестве образцов, и ровесники, чье мнение начинает цениться выше, чем прежде. С другой стороны, родители признают за своими детьми факт взросления, постепенно лишают их поддержки, но продолжают при этом контролировать. Дети остро реагируют на противоречивый сигнал: «Ты уже не ребенок, возьми себя в руки». И тут же: «У тебя еще нет равных с нами прав. Ты должен делать то, что тебе говорит твой отец/твоя мать».
Чем жестче звучат требования и чем меньше у подростка внутренней силы, тем скорее возникнет опасность того, что он будет чувствовать себя неудачником. Поэтому одни дети реагируют агрессией, посылая вас к черту вместе с вашей посудой, а другие выражают протест молча – они становятся апатичными и не рагируют на просьбы и замечания. В том и другом случае подростки стремятся всеми способами избежать этой ситуации в прямом и переносном случае.
Что происходит с родителями?
Желая своему ребенку успехов в школе и на работе, родители требуют, чтобы он поскорее принял на себя ответственность за постепенное взросление. При этом многие дают понять, что хотя они признают право подростка на отделение, они будут продолжать давать указания своим повзрослевшим детям. Это желание происходит из стремления уберечь ребенка от опасностей социума, взрослого мира, в котором он оказывается.
Взрослые и дети как будто заново проживают ситуацию, когда дитя учится ходить. Папа и мама годовалого младенца понимают, что должны дать ему возможность проявить самостоятельность, встать на ноги и сделать первые шаги. В то же время они озабочены тем, чтобы в этом «свободном полете» ребенок не повредил себе. Например, когда он цепляется за край скатерти и тянет ее на себя, вместе с ней на младенца движется тяжелая ваза и грозит упасть ему на голову. Проработка агрессии в подростковом возрасте – такой же важный этап в процессе взросления человека, как умение ходить.
Как быть?
Помните, что проявление агрессии или внезапно напавшая на ребенка лень могут быть сигналами о том, что вы ведете себя слишком жестко. Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая, прямая, словесное оскорбление, унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка) поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у ребенка.
Но это не значит, что вы должны потакать взрослеющему ребенку ради того, чтобы избегать конфликтных ситуаций. Подросткам просто крайне необходима родительская последовательность и твердость. Поэтому вы должны найти возможность объяснить свою позицию и мотивы, которыми вы руководствуетесь, чтобы сделать процесс принятия решений прозрачным и понятным для ребенка. Если дети не будут понимать, против чего им бунтовать, то отделения не произойдет. Нельзя отделиться от идеальных родителей. Подросток учится независимости, чаще не поступая так, как хотят родители или поступая так, как родители не хотят.
Случай из практики
Несколько участников группы рассказали об одном и том же симптоме, когда дети не берут с собой сотовый телефон или не отвечают на звонки в течение дня, заставляя родителей волноваться. В качестве отговорок звучат разные причины – забыл зарядить, трубка села, забыл взять телефон с собой и так далее.
Хотя причины, побуждающие детей «забывать» телефон, во всех случаях разные, они свидетельствую о том, что подростки воспринимают сотовый телефон как еще один канал родительского контроля и стремятся стать независимым от него.
Одним из вариантов решения этого спорного вопроса могут стать переговоры с подростком, во время которых вы объясните, что заинтересованы в его безопасности и не будете лишний раз волноваться и беспокоить его, если он сам будет давать о себе знать в течение дня. Придумайте и обсудите правила, которые устроят обе стороны, а также разработайте запасной вариант на случай критической ситуации. Например, если ребенок обнаружил, что забыл телефон или у него сел аккумулятор, он предупредит вас об этом с телефона приятеля.
Важное уточнение: лень не всегда является следствием скрытой агрессии. Если раньше вы не вовлекали ребенка в систему распределения домашней работы между членами семьи, то не удивляйтесь тому, что подросток уклоняется от выполнения поручений. Вместо того, чтобы давить на него и пытаться таким образом «сделать из него самостоятельного человека», нужно воспитать в подростке умение заботиться о себе, других, и объяснить, как это качество важно в жизни взрослого человека.
|
Статья подготовлена специалистами проекта « АРТ Личность» |
Сделать закладку на данный текст в…