Мария Монтессори была врачом и работала с умственно-отсталыми детьми. В начале ХХ века она открыла для них так называемый «Дом ребенка», в котором была создана домашняя обстановка. По тем временам это было великое новаторство. Девизом нового метода было – «Помогите мне это сделать самому». Суть состояла в том, что ребенок должен был выбирать себе занятия и осваивать навыки самостоятельно. Педагог был всего лишь наблюдателем. Специально разработанные развивающие материалы позволяли ребенку действовать с ними без помощи взрослых.
В классе Монтессори всегда присутствуют:
-
Зона реальной жизни
Тут ребенок отрабатывает навыки самостоятельного одевания, манипуляциям с сыпучими продуктами и водой, учится мыть, перемешивать, вырезать, раскрашивать. -
Зона сенсорного развития
В ней ребенку предлагается изучать предметы с точки зрения эталонов (высоты, длины, веса, цвета и т.п.) и свойств. -
Зона языковая, географическая, математическая, естественнонаучная
Здесь происходит развитие мышления и получение знаний об окружающем мире. -
Зона двигательная
Здесь выполняются физические упражнения, направленные на развитие координации движения, чувства равновесия и т.п. Обычно она выглядит как линия в виде круга, нарисованная на полу или на ковре.
Ребенок, по мысли Марии Монтессори, черпает все необходимые ресурсы, включая мотивацию, в себе самом и в итоге развивается сообразно своей собственной индивидуальной природе.
Выглядит все это вместе достаточно привлекательно, особенно, учитывая кризис традиционной педагогики.
Однако на практике достаточно часто родители остаются неудовлетворенными. Никаких грандиозных скачков в развитии, которые обещают им Монтессори-центры, не наблюдается. Занятия проходят хаотически, педагог не занят ничем. Навыки развиваются ровно так, как они развивались бы и без подобных занятий.
Тут стоит отметить два момента. Во-первых, сертифицированных Монтессори-центров, педагоги которых получили специальное образование и освоили методику не по переводным книгам, достаточно мало. Из всего многообразия детских центров аутентичной методикой владеют не более 10%. Все остальное – педагогическая самодеятельность. Проще всего определить, насколько профессиональны специалисты Монтессори-центра по декларируемым ими возрастным рамкам. В оригинале методика была рассчитана на дошкольников от 3 до 6 лет. Если же заниматься предлагают детям с 5 месяцев, знайте: это профанация. У Марии Монтессори в группе было по 30-40 разновозрастных детей. И никаких мам! Дети была по-настоящему самостоятельны, а помощь оказывали им не взрослые, а старшие дети. Кроме того, занятия в развивающей среде не ограничивались двумя часами в неделю. Так что, сами понимаете, до классических канонов большинству развивающих занятий «по Монтрессори» как до Луны.
Во-вторых, сама методика Марии Монтессори не является эталоном. В ней есть определенные изъяны, о которых стоит упомянуть. Прежде всего, нужно помнить, что рассчитана она и обкатывалась в свое время на детях с нарушениями в развитии. Кроме того, эти дети были сиротами и воспитывались вне семьи и дома. Домашние же здоровые дети, как правило, имеют возможность проделывать то же, что предлагается делать в центре, у себя дома с мамой. Обычная домашняя среда обладает той же развивающей интенсивностью, что и искусственно созданная среда в Монтессори-центре.
Еще один ощутимый недостаток этого метода заключается в игнорировании детского воображения. Его как будто бы вообще нет! Способность творчески мыслить, изобретать, придумывать не учитывается вообще и никак не развивается. Учитывая изначальную направленность методики на умственно отсталых детей, наверное, это и не удивительно. В задачу педагогов входило, прежде всего, научить таких детей обслуживать себя и выполнять простейшую работу, которая сможет их прокормить в дальнейшем. И более ничего. Здоровым детям этого все-таки недостаточно.
И последнее. После Монтессори-сада ребенку очень трудно начинать учебу в традиционной школе. Она становится для него грандиозным стрессом, прежде всего потому, что метод обучения в ней основан на слове «надо», а инициатива идет от учителя. Привыкшие к абсолютной свободе действий и условной роли педагогов, выпускники детских Монтессори-садов трудно адаптируются к новым условиям и очень страдают от этого во всех смыслах. Успеваемость их в среднем ниже, чем могла бы быть при других обстоятельствах.
Также читайте:
|
В какой сад отдать ребенка? Сегодня мы представляем обзор нескольких педагогических концепций по которым работают детские сады: от традиционного метода до новаторских методик дошкольного образования. Надеемся, что этот анализ поможет вам принять правильное решение при выборе детского сада и расскажет вам о различиях, преимуществах и недостатках которые представляют разные дошкольные педагогические программы. Читайте |
Печально, что подобные высказывания могут появлятся на таком прекрасном сайте. А Вы сами понимаете,что написали чушь?
(1 Комментарий)