что ногтей-то на маленьких пальчиках уже не осталось, еще чуть-чуть и ребенок увлечется людоедством (вернее самоедством в прямом смысле этого слова). Да к тому же, проявляя чудеса гибкости, малыш стал самостоятельно пытаться делать себе педикюр. Значит все-таки что-то не так, необходимо проявить родительскую твердость и разобраться, почему так происходит и что необходимо сделать для того, чтобы эта вредная привычка от нас отвязалась.
Перелопатив кучу литературы и выслушав мнения «старших товарищей не глупых, но чутких», пришла к следующему.
Во-первых, никаких угроз и наказаний, даже если перед этим прочитать ребенку целый цикл научных статей и все учебники биологии о том, как вредно грызть ногти и какие болезни ему могут грозить. Малыш просто не поймет ничего. А его стойкости в отстаивании права грызть, грызть и еще раз грызть, можно будет позавидовать.
Во-вторых, необходимо запастись бесконечным терпением и спокойствием в общении с малышом в этом вопросе. Так как процесс отучения будет долгим и с переменным успехом.
Ну а в-третьих, самое главное – выяснить причину, из-за которой ребенок приобрел эту вредную привычку. Ну а уж выяснив ее, постараться устранить.
Таких причин может быть несколько. Обычно они связаны с сильными или постоянными переживаниями. Это могут быть и стрессы в семье из-за ссор родителей, частые наказания ребенка, атмосфера в детском саду, напряжение психики из-за длительного пребывания перед телевизором и пр. Именно переживание за героев мультфильмов и сказок во время чтения, как выяснилось в результате наблюдений, было причиной в нашем случае. Кстати, ребенка могли просто научить грызть ногти (обычно это происходит в детском саду, если грызет одно дитя, то к нему постепенно подтягиваются и остальные).
Раз причина выявлена, ее необходимо устранять. Для этого коротенькие лекции все-таки пригодятся, но только те, которые ребенок поймет. В 3 года про бактерии нет смысла говорить, а вот попробовать подавить на его незавершенное совершенство, можно. Скажите ему, какой он умный красивый, и чтобы стать идеалом ему остается совсем чуть-чуть, престать грызть ногти. В этом возрасте дети впервые чувствуют себя самодостаточной личностью и падки на лесть, поэтому такой способ может сработать. Покажите для сравнения свои ухоженные руки. Но только все это необходимо говорить искренне.
Приводите сравнения. Хороший герой (Чебурашка, Леопольд, Винни Пух смотрите по ситуации) ногтей не грызет, а вот плохой (Баба Яга или злобный дворник дядя Вася) - грызет. Но к этому сравнению необходимо подводить аккуратно, а не вываливать за обедом на десерт. Дети очень ранимы, ребёнок и так понимает, что ему далеко до идеала, а поскольку он ещё и ногти грызёт то и подавно. Если так говорить, ребёнок не станет меньше грызть ногти, но будет больше замыкаться в уверенности, что он неудачник.
Поэтому лучше всего подавать эту информацию между прочим, например, во время того же чтения перед сном, в общем не акцентируя на самом малыше.
И конечно, следите за ребенком и по возможности мягко пресекайте его попытки грызть ногти, отводя руки ото рта, держа их в своих руках и т.д. Поощрения, ласковые слова и объятия помогут вызвать у ребенка чувства защищенности и спокойствия, и в результате, не будет причин для беспокойных состояний и страхов, которые приводят к появлению вредных привычек.
Если самим справиться с этой задачей у вас не получается, можно отправить кроху на занятия в центр раннего развития детей, где к решению проблемы подключатся опытные педагоги и психологи.
Сделать закладку на данный текст в…