Прежде всего, органы обоняния. Это доказано одним непочтительным исследователем, который в прямом смысле слова водил новорожденного за нос: смазал грудным молоком мамы ее спину, и малыш наивно искал свою первую трапезу не на груди мамы, а между лопатками.
Со зрением дело обстоит следующим образом. Уже в первые дни Аня может различать цвета и приблизительно определять расстояния до предметов, и все же для нее существуют только два пространства: ближнее к ней и другое, далекое, недостижимое. Все, что дальше расстояния вытянутой руки, она видит размыто, словно в тумане. Более или менее четко Аня воспринимает объекты на дистанции 20-30 см от лица - то есть именно на таком расстоянии, на котором чаще всего находятся родители при контакте с ней (когда ее кормят, пеленают, берут на руки).
В первые месяцы все внимание детей направлено на людей. Конечно, они уже распознают предметы, как соска или плюшевый медвежонок, но гораздо больше их интересуют лица. До шестой-седьмой недели они обращают внимание прежде всего на контуры и контрасты, так, например, их особенно привлекают папины брови. Такие детали завораживают Анечку, которой едва исполнилось четыре недели. Иногда, к удивлению родителей, она просто не может отвести от них взгляда. Как будто только с помощью этого завороженного взгляда ей удается навести порядок в ее маленьком мире.
Три месяца спустя...
Анюта улыбается всем подряд и пожинает улыбки на светящихся лицах, не только мамы и папы. Она завязывает свои первые социальные контакты.
Удивительно и невероятно: вещи возникают и исчезают!
Развиваются и ее двигательные способности. Тем самым постепенно расширяется круг доступных ей движений, теперь она может, если хочет, схватить погремушку, или ощупать плюшевого мишку. Мир вещей открывается ей постепенно. С каждым поворотом головы она узнает что-то новое.
И происходят странные, удивительные вещи: предметы возникают и исчезают. Все, словно «бесконечное представление фокусника», как формулирует американский психолог Эндрю Мельтцофф. Например, как это бывает с игрушечной железной дорогой ее брата. Поезд заходит в туннель и останавливается там. Анечка изумленно смотрит на вход в туннель. Исчез, поезд (для психологов, занимающихся развитием ребенка, это классический эксперимент). Аня не догадается искать поезд в туннеле, там, куда он заехал и где остался. Она поймет это, когда ей будет около полугода. Тогда ее взгляд проследует за поездом к выходу из туннеля, откуда выезжает поезд. Теперь она знает, что даже если вещи невидимы, они продолжают где-то существовать.
Чем лучше ее зрение, тем четче кажутся Ане лица людей, которые ее окружают. В полгода зрение достаточно приспособилось, чтобы различать предметы на близком и дальнем расстоянии. На шестом-седьмом месяце она узнает родителей и старшего брата с расстояния нескольких метров. Также она начинает распознавать незнакомые лица – которые очень пугают ее. Родители Анюты удивляются этому внезапному страху своего ребенка перед незнакомыми людьми.
Аня начинает ползать и исследовать окрестности. Впрочем, пока только под надзором мамы, папы или брата. Кто-то из них всегда должен быть рядом. Одну игру она особенно обожает: находить спрятанные предметы. Тем самым она окончательно убеждается в успокоительном факте, что важные вещи продолжают где-то существовать – даже если для нее они в данный момент не видимы. Вот ее папа, который прячет голову за штору и кричит куку. Как только его голова появляется вновь, Аня радостно смеется.
Органы чувств у девятимесячных детей развиты так же, как у нас взрослых. Даже больше: в конце первого года жизни Анечка уже правильно истолковывает все желания и мысли ее родителей. Теперь она понимает, куда показывает мама, когда хочет познакомить ее с кошкой в саду? Если раньше взгляд Анны оставался прикованным к указательному пальцу мамы, то теперь он обращается от пальца к предмету, на который ей указывают, – новый уровень коммуникации.
Ане год и три месяца...
Она бегает. Если в начале она держалась на ногах неустойчиво, то теперь она двигается довольно уверенно и быстро. Она чувствует себя прекрасно: наконец-то она может добираться до тех вещей, которые ее интересуют. Она сама теперь решает, куда ей хочется пойти и что посмотреть. Это увлекательный и захватывающий процесс.
Вместе с мамой она едет в огромный торговый центр. В холле стоят пальмы в горшках, есть фонтан и скамейки, животные-качели и множество людей. Анюта очарована, и непреодолимая сила тянет ее к фонтану и журчащей воде. Она еще крепко держится за маму, ее единственную опору и поддержку в мире, который она не всегда понимает. Пестрая толпа смущает ее, она ничему ко всему относится с недоверием.
И все же пробуждается жажда приключений. Она чувствует, как непреодолимая сила тянет ее к фонтану от мамы. Анюта колеблется между двумя типичными в ее возрасте стремлениями: привязанностью к маме, которая ее защищает, и любопытством, которое открывает ей мир. Она делает шаг в сторону фонтана, но сразу же возвращается ближе к маме, делает еще несколько шагов к фонтану, оглядывается. Мама все еще на месте. Она чувствует себя уверенно. Зависимость от мамы слабеет, жажда открытий захватывает ее. И вот она пустилась бежать, все быстрее и быстрее, она уже шлепает ладошкой по воде, обходит фонтан кругом.
Вдруг она резко останавливается, оборачивается. Вокруг множество людей, но маму она не видит. Радость исчезла. Она чувствует себя несчастной. Силы покидают ее – вода, фонтан – все это теперь не важно. Анюта начинает громко плакать! Только когда появляется мама и берет ее на руки, страх исчезает. Анна снова чувствует себя уверенней и чувствует, как силы и радость возвращаются. А вместе с ними – и жажда исследований.
Анечка нуждается в близких людях, которым она может доверять. Они ее поддержка и основа. К ним она все время возвращается, словно заправляется энергией, чтобы с новыми силами отправляться на поиски приключений. А взрослые теперь должны только следовать за ней и сопровождать ее: Аня хочет сама решать, куда пойти, что посмотреть и как далеко отойти.
Анюте 2 года...
В два года Аня становится крайне самоуверенной. «Я способна на все, и мир вращается вокруг меня»! Теперь это стало ее жизненным кредо. Чем больше набирается она опыта, тем умнее становится и тем более конкретные цели себе ставит.
Взрослые называют такое поведение «упрямством»!
Аня строит планы. Не на целый день, но на несколько ближайших минут. Она заметила мамин музыкальный центр. Множество кнопочек, которые можно нажимать. И все время при нажатии на кнопочку где-то загорается лампочка. Самая увлекательная игра, которую только можно себе представить. А загорятся ли лампочки сегодня? Аню охватывает радость и желание попробовать. Она забывает, что вчера мама запретила ей нажимать на эти кнопочки. И сегодня ее тоже останавливают. Она не понимает, почему мама начинает ругаться. Разве она не видит, какая чудесная игра? Девочка сбита с толку и плачет.
У Ани уже устойчивые представления о мире. Когда она позже пойдет гулять с родителями, она хочет надеть красные сандалии, взять голубого слоника и играть на детской площадке. Она заранее знает, что произойдет. Вечером, после того как почищены зубы, будет прочитана сказка. И все это очень хорошо. Таким образом, ее мир упорядочен и логичен. Это придает ей уверенности.
Но вот что происходит, когда мама проходит мимо игровой площадки и ведет ее в парк? Или если сказка на ночь отменяется, потому что слишком поздно? Если мамины планы не совпадают с планами Анны? Тогда малышка чувствует себя потерянной. В ее голове - полный хаос. И она больше не уверена ни в чем, и не знает, как быть дальше.
Словно короткое замыкание – и Аня срывается. Она бросается в слезах на пол, кричит и больше ничего вокруг не видит. Она запуталась, и еще слишком мала в три года, чтобы справиться со своим отчаянием, она чувствует себя потерянной. Она хочет сама руководить миром, а не чтобы другие руководили ей.
Теперь Анечке четыре года...
...и ее мир неохватен. Потому что в нем нет логических границ. Для Анны само собой разумеется, что солнце – живое существо, в конце концов, оно может подниматься и опускаться. Иногда оно прячется в облаках, иногда оно их расталкивает и греет Ане лицо.
Точно так же Аня считает, что совсем не ее вина, если она ударилась о край стола, а полностью вина стола. Он получает за это удар ногой и попадает в немилость. Потому что ничего лучше он не заслужил. Анна уверена, что предметы могут действовать и чувствовать, как и она сама. Поэтому мир, в котором живет Анюта, гораздо более оживленный и пестрый, более захватывающий и опасный, чем мир взрослых. И теперь она еще более нуждается в защите и поддержки мамы и папы, чтобы без страха исследовать все новое.
Например, Анечка очень боится наглого гнома, поселившегося недели две назад в обувном шкафу. Иногда доходит до скандала, потому что Аня отказывается надеть ботинки и неистово сопротивляется. Она визжит и кричит, она пытается спасти свои ножки от острых зубов карлика. Мама берет ботинок и вытряхивает его: «Нет внутри никакого гнома!» - говорит она. Но Анюта не позволяет сбить себя с толку, даже вескими аргументами мамы. Так просто гном не сдастся. Наверное, он уже спрятался в другом ботинке, и планирует новое нападение на пальцы ноги.
Фантазии Анюты очень важны для ее развития...
Аня мыслит иначе, чем взрослые. Она не делает различий между фантазией и реальностью. Для нее персонаж детской телепередачи Лунтик так же реален, как гном в ботинках и морская свинка Фридо. То, что мама и папа отказываются это понять, сбивает ее с толку. Ей необходимы объяснения. Ей хочется знать, чем занимается Лунтик когда телевизор выключен. Или почему она не понимает язык Фридо. У мамы и папы не всегда хватает терпения отвечать на подобные вопросы, и это кажется Анечке подозрительным. Она хочет, чтобы ее воспринимали всерьез. В конце концов, она ведь уже большая…
Это не глупости, не бред и уж точно не лживые выдумки - фантазии нужны Ане, чтобы разобраться в мире. Ей необходимо это «магическое» мышление, чтобы объяснить самой себе непонятные взаимосвязи.
Мир взрослых такой сложный!
Аня сможет выдержать все испытания и победить любые трудности, только если противопоставит этому миру свой собственный. Это особенно ей удается, когда она играет с другими детьми. Вместе они захватывают пиратское судно (диван) и ловят клубничную фею в саду. Аня получает от этих игр необыкновенное удовольствие – ее друзьям не надо ничего объяснять. Они смотрят на мир теми же глазами. Это придает Анне уверенности: невозможно, чтобы ее мир был заблуждением, не могут же все остальные дети тоже заблуждаться?
Родители Ани находятся за пределами сказочного королевства. Они могут только смутно догадываться, что происходит в голове их дочери. Им приходится приложить немало усилий, чтобы войти в ее волшебный мир и понять его. Иногда они начинают беспокоиться: не пора ли вырасти из детских сказок? Значит, их ребенок пытается уйти от действительности? Это, конечно, вздор, и они сами это прекрасно знают.
Фантазии ребенка – это самое чудесное, и детям нужно позволить оставаться в их сказочном мире так долго, как они хотят. Если у них иногда и возникают опасения, то в остальное время родители Анечки совершенно очарованы волшебным миром своего ребенка. И размытыми границами между вымыслом и реальностью. И воспоминаниями о том, что ведь и они сами пережили все это тридцать лет назад. Жаль, что, повзрослев, они этого лишились…
Лучшие книги по теме:
- Детская психология для специалистов
- Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О., Ступени общения: от года до шести, 1996
- Г. Т. Хоментаускас, Семья глазами ребенка, 2003
- Ошо Раджниш, О детях, 2006
- Ошо Раджниш, Быть родителем нового ребенка. Даря свободу, уважая границы, помогая расти, 2006
Сделать закладку на данный текст в…